Диаграмма Венна — схематичное изображение всех возможных пересечений нескольких (часто — трёх) множеств. Если пересечения позволяется указывать не все, получается более общий случай — круги Эйлера.
Диаграммы Эйлера — Венна (как их ещё называют) изображают все



Они появились в сочинениях английского логика Джона Венна (1834—1923), подробно изложившего их в книге «Символическая логика», изданной вЛондоне в 1881 году.
Для наглядности логические высказывания изображают диаграммами Эйлера-Венна. Любое высказывание на диаграмме изображают кругом, а его отрицание - частью плоскости, находящейся вне круга.
Для составного высказывания, состоящего из двух элементарных А, В, на диаграмме изображают два перекрещенных круга и штрихуют зоны, соответствующие элементарным высказываниям. Цветом выделяют зону, соответствующую составному высказыванию. Для составных высказываний, связывающих элементарные с помощью логического "ИЛИ", в цветную зону попадает вся заштрихованная область. Для составных высказываний, связывающих элементарные с помощью логического "И", в цветную зону попадает область двойной штриховки (решетка). К логическому "ИЛИ" часто применяют пермин "ЛОГИЧЕСКОЕ СЛОЖЕНИЕ", а для графического понимания - "ОБЪЕДИНЕНИЕ". К логическому "И" применим термин "ЛОГИЧЕСКОЕ УМНОЖЕНИЕ", а для графического понимания - "ПЕРЕСЕЧЕНИЕ".
Составим диаграммы Эйлера-Венна для высказываний.













СОСТАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОСТАВЛЕННЫЕ ИЗ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ А, В










СОСТАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОСТАВЛЕННЫЕ ИЗ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НЕА, В










Задачи для самостоятельного решения
Задача № 1
Составить диаграммы Эйлера-Венна для составных высказываний:




Среди диаграмм есть одинаковые. Выпишите составные высказывания с одинаковыми диаграммами.








Среди диаграмм есть одинаковые. Выпишите составные высказывания с одинаковыми диаграммами.
Задача №2
В классе 45 учащихся. Из них 15 человек не увлекаются спортом, а те, кто им занимается, распределены следующим образом: 21 — лыжники, 19 — велосипедисты, 12 — пловцы. Известно, что 18 учащихся увлекаются лыжами и велоспортом, трое — плаванием и лыжами, а один — велоспортом и плаванием. Сколько учащихся занимается только плаванием? Лыжным спортом? Велоспортом?
Задача № 3
В классе 14 лыжников, 6 пловцов и 13 велосипедистов. Пятеро занимаются лыжами и плаванием, трое — велоспортом и плаванием, трое — лыжами и велоспортом, а двое занимаются сразу тремя видами. Сколько учащихся занимается только плаванием? Только лыжами? Только велоспортом Сколько учащихся в классе, если известно, что десять учащихся спортом не увлекаются'?
Задача № 4
В классе 35 учеников. Среди них: 16 велосипедистов, 17 лыжников, 10 пловцов. Пятеро увлекаются лыжами и велоспортом, трое — плаванием и лыжами, трое — велоспортом и плаванием, а двое занимаются всеми видами спорта. Сколько человек в классе не увлекаются ни одним из названых видов спорта?
Спасибо за интересный материал! Данная статья упрощает подачу материала учащимся и развивает у них умение логического мышления и представление о пересекающихся множествах. Еще раз спасибо за статью.
ОтветитьУдалить